О Б Р А Т И Т Е  В Н И М А Н И Е !

Запущен в эксплуатацию наш новый официальный сайт!
Адрес действующего сайта: https://pavlovskij-r22.gosweb.gosuslugi.ru/ 
Этот сайт (http://pavlovsk22.ru/) будет функционировать в качестве архивного. Обновляться не будет!
Реквизиты, почта, телефоны остались прежними.

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Все для Joomla . Бесплатные шаблоны и расширения.

Информация о состоянии и развитии малого и среднего бизнеса в Алтайском крае за 2014 год

Категория: Предпринимателям

Содержание материала

Информация о состоянии и развитии малого и среднего бизнеса в Алтайском крае за 2014 год

Существенная роль малого и среднего бизнеса в экономике Алтайского края подтверждается статистическими данными. В сфере предпринимательства занято около 43% населения края от общей численности занятых в экономике региона. Малый и средний бизнес обеспечивает четвертую часть всех инвестиций в экономику края и налоговых поступлений в консолидированный бюджет. К данной категории относятся 87,0% организаций строительной сферы, более 79,0% юридических лиц, занятых в обрабатывающих производствах, почти 74% всех предприятий - юридических лиц края, занятых сельским хозяйством, охотой и лесным хозяйством. Среди регионов Сибирского федерального округа Алтайский край по количеству субъектов предпринимательства на протяжении последних лет устойчиво занимает третью позицию (после Новосибирской области и Красноярского края).

По итогам 2014 года Алтайский край улучшил свои позиции в рейтинге Сибири по уровню развития малого и среднего бизнеса, сформированном Российским банком поддержки малого и среднего предпринимательства - «МСП Банк» (входит в группу ВЭБ), на четыре пункта. На повышение рейтинга региона оказало влияние существенное увеличение удельного веса инвестиций и оборота в расчете на одно предприятие в секторе предпринимательства. Наиболее высокий уровень развития в Сибирском федеральном округе - в Новосибирской области, на третьем месте – Кемеровская область.

В 2014 году количество малых предприятий в крае увеличилось на 15,1% и составило 3,6 тыс. единиц. В течение года вновь зарегистрировано 14,7 тыс. субъектов предпринимательства, из них 9,8 тыс. индивидуальных предпринимателей и 4,9 тыс. юридических лиц. Это на 3,9% больше, чем в 2013 году. Темп роста регистрации индивидуальных предпринимателей к уровню 2013 года составил 112,8%. Кроме того, продолжилась положительная тенденция изменения отраслевой структуры индивидуального предпринимательства, сопровождающаяся уменьшением доли занятых в сфере оптовой и розничной торговли (с 51,2% до 49,5%), и увеличением количества хозяйствующих субъектов, занятых в производственном секторе и сфере услуг. Так, более чем на 700 человек выросло число предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере транспорта и связи, на 300 человек - в гостиничном и ресторанном бизнесе, в операциях с недвижимостью, более чем на 130 предпринимателей приросла сфера коммунальных, социальных и персональных услуг.

Малый бизнес региона стабильно наращивает объемы инвестиций. За 2014 год капиталовложения малых предприятий составили 11 млрд. рублей. По сравнению с 2013 годом прирост инвестиций составил 5,8%.

Отгрузка продукции собственного производства на малых предприятиях в 2014 году достигла 84,5 млрд. рублей, что на 16,3% больше аналогичного показателя 2013 года.

Оборот по малым предприятиям по итогам прошлого года составил 157,2 млрд. рублей. Темп роста к уровню 2013 года – 113,6%. В целом оборот  малых и средних предприятий по итогам 2014 года оценивается на уровне 348,9 млрд. рублей, темп роста к уровню 2013 года – 102,9%

Вместе с положительной динамикой экономических показателей наблюдается рост налоговых поступлений от субъектов предпринимательства.  По итогам года поступление налогов со специальными режимами превысило 3,5 млрд. рублей, что больше уровня прошлого года на 5,2%. Общий объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет края от субъектов малого и среднего предпринимательства ожидается в сумме более 10,5 млрд. рублей, что составит 104,1% к уровню 2013 года. Доля в налоговых доходах края поступлений по специальным режимам сохранилась на уровне 2013 года и составила 7,9%.

Общая численность занятых в малом и среднем бизнесе составляет более 436 тыс. человек. На протяжении ряда лет наблюдается сокращение числа работников, занятых на малых и средних предприятиях, и существенное увеличение работающих на микропредприятиях. Если по итогам 2014 года прогнозируется рост занятых на данных предприятиях чуть более 3,0%, то в сравнении с показателями 2010 года рост составит более 37%.

В крае наблюдается неравномерный характер распределения численности субъектов малого и среднего предпринимательства по территории. В расчете на 10 тыс. человек населения среднекраевой показатель численности субъектов составляет 384 единицы и только в 4 муниципальных образованиях он превышает указанное значение - в городах Барнауле, Белокурихе, Рубцовске и в Волчихинском районе. В 9 территориях края (Немецкий национальный, Баевский, Бурлинский, Зональный, Смоленский, Тогульский, Петропавловский районы, город Заринск и ЗАТО Сибирский) значения показателя не превышают 50% от среднекраевого уровня.

Как в городе, так и на селе наиболее распространённой, в силу небольших производственных издержек и быстрого оборота капитала, является деятельность, связанная с торговлей (47,6%). В обрабатывающих производствах занято 9,2% хозяйствующих субъектов, на транспорте и связи – 8,5%, в сельском хозяйстве – 7,4%, в операциях с недвижимым имуществом – 6,4%, в строительстве - 5,7%, в прочих видах деятельности – 15,2%.

С учетом вышеприведенного анализа, в развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае можно выделить следующие тенденции.

При незначительном росте численности субъектов малого и среднего предпринимательства и отмечаемом на протяжении последних 3-х лет сокращении численности занятых в малом и среднем бизнесе наблюдается увеличение экономических показателей деятельности предприятий – стабильно увеличивается объем оборота предприятий этого сектора, объем отгруженных товаров собственного производства, инвестиции и налоговые отчисления. Данные официальной статистики позволяют сделать вывод о повышении производительности труда на малых  и средних предприятиях, расширении объемов и модернизации производства большинства предприятий. При этом наиболее динамично развиваются малые и микропредприятия.

Усиливается роль малого и среднего бизнеса в промышленном производстве края. В таких видах обрабатывающих производств, как производство кожи и изделий из нее, производство обуви, производство машин и оборудования, текстильное и швейное производство объем отгрузки продукции малыми предприятиями в 2014 году от объема по полному кругу составляет 94%, 66,8%, 46,5% соответственно.  

В то же время складывающаяся экономическая ситуация ведёт к появлению негативных тенденций: снижение покупательской способности населения; рост стоимости кредитных ресурсов и энергоносителей; увеличение доли в расходах предпринимателей налоговых и иных обязательных платежей; рост теневой занятости и усиление недобросовестной конкуренции; снижение курса национальной валюты, удорожание сырья и материалов.

В целях обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Алтайском крае в 2015 году Администрацией края реализуются соответствующий План первоочередных мероприятий, план мероприятий («дорожная карта») по содействию импортозамещению, действует Государственная программа Алтайского края «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» на 2014-2020 годы», продолжают работу Общественный совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе Алтайского края и межведомственная комиссия Администрации края по устранению административных барьеров в развитии предпринимательства, реализуются меры государственной финансовой поддержки малого и среднего бизнеса.

 

Государственная финансовая поддержка малого

и среднего предпринимательства

По итогам 2014 года в рамках государственной программы Алтайского края «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» на 2014-2020 годы (далее - Программа) реализован комплекс мероприятий по предоставлению государственной финансовой поддержки субъектам предпринимательства в виде грантов для начинающих субъектов малого бизнеса, субсидий, микрозаймов, поручительств некоммерческой организации «Алтайский гарантийный фонд».

В прошлом году государственная финансовая поддержка оказана 1486субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) на общую сумму 794,7 млн. рублей, в том числе:

42 СМСП предоставлены поручительства НО «Алтайский гарантийный фонд» на сумму 125,1 млн. рублей, что позволило субъектам малого и среднего бизнеса привлечь 322,2 млн. рублей кредитных ресурсов;

756 субъектам малого бизнеса предоставлено 800 микрозаймов на сумму 397,7 млн. рублей;

26 СМСП получили субсидии на приобретение техники и оборудования по договорам лизинга на сумму 20 млн. рублей;

47 СМСП получили возмещение затрат на приобретение оборудования на сумму 125 млн. рублей;

66 начинающих субъектов малого бизнеса получили гранты на развитие собственного бизнеса на сумму 20 млн. рублей;

18 СМСП, осуществляющих ремесленную деятельность, получили возмещение затрат в общей сумме 5 млн. рублей на приобретение инструментов, материалов, развитие товаропроводящей сети;

510 СМСП получили поддержку через софинансирование муниципальных программ развития и поддержки малого и среднего предпринимательства на общую сумму 81,9 млн.рублей (16,9 млн. рублей за счет средств местных бюджетов, 13 млн.рублей – за счет средств краевого бюджета, 52,0 млн.рублей – за счет средств федерального бюджета);

21 СМСП получили поддержку в виде субсидии на организацию групп дневного времяпровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми на общую сумму                       20 млн.рублей.

Реализуемые мероприятия по оказанию государственной финансовой поддержки позволили субъектам предпринимательства обеспечить создание 2421 новых рабочих мест и сохранение 11907 имеющихся рабочих мест, приобрести 250 единиц техники и оборудования на общую сумму 778 млн. рублей.

Бюджетная эффективность реализации мер государственной финансовой поддержки составила 1/6 (на каждый рубль финансовой поддержки, направленной субъектам бизнеса в указанный период, в виде налоговых поступлений в бюджеты различных уровней вернулось 6 рублей).

Всего по итогам 2014 года общий объем государственной поддержки, реализованной всеми органами исполнительной власти края, составил около 3,5 млрд. рублей; получателями стали около 8400 субъектов малого и среднего предпринимательства.

Информационно-консультационная поддержка

Единую информационную систему поддержки и развития бизнеса представляют краевой Центр поддержки предпринимательства (ЦПП) и информационно-консультационные центры поддержки предпринимательства (ИКЦ), действующие в каждом муниципальном районе (городском округе) Алтайского края.

 В рамках деятельности ЦПП в 2014 году субъектам малого и среднего предпринимательства предоставлено 1635 услуг. ЦПП организовано 60 мероприятий для СМСП, в которых приняли участие 2000 человек: бизнес-площадки «Успех», «Стартап Уикэнд», менторская площадка бизнес-среда «Без галстука», проект «Забег на миллион», обучающие семинары по темам: «Как выбрать и создать франшизу», «Основы организации бизнеса в бизнес-инкубаторе», «Мастерство публичных выступлений. Правила успешного оратора», «Как продать в кризис», «О контрактной системе в сфере закупок», «Формы государственной поддержки СМСП Алтайского края» и др.

При содействии ЦПП 103 человека зарегистрировали предпринимательскую деятельность, 53 СМСП получили имущественную поддержку, 70 – финансовую, 47 стали поставщиками услуг для государственных (муниципальных) нужд.

ЦПП подготовлены методические пособия для предпринимателей и специалистов информационно-консультационных центров поддержки предпринимательства - «Сборник вопросов и ответов для субъектов малого и среднего бизнеса»; «Требования законодательства в сфере охраны труда. Специальная оценка условий труда»; «Правила написания пресс-релиза»; «Из истории российского предпринимательства. Религиозные истоки и нравственные традиции меценатства» и др.

Разработаны следующие типовые бизнес-модели для внедрения на территории Алтайского края: «Организация парикмахерской эконом-класса»; «Организация вывоза твердо-бытовых отходов у населения и организаций»; «Организация стоматологического кабинета на селе»; «Организация шиномонтажной мастерской на селе».

В 2014 году продолжил работу созданный на базе ЦПП фронт-офис поддержки предпринимательства, ориентированный на оказание комплексного государственного сопровождения деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. Здесь в режиме «одного окна» предприниматели могут получить необходимую помощь по вопросам создания и ведения своего дела у специалистов регионального Центра поддержки предпринимательства и Алтайского бизнес-инкубатора, Алтайского краевого центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, обратиться за получением финансовой поддержки в Алтайский фонд микрозаймов. В структуре фронт-офиса предусмотрен постоянно действующий пост для представителей федеральных и региональных ведомств, которые взаимодействуют с предпринимательским сообществом по различным вопросам организации и ведения их деятельности. Общий объем консультационных услуг, оказанных во фронт-офисе в 2014 году, составил 3726 единиц.

За 2014 год в ИКЦ обратились 25555 СМСП и безработных граждан, которым предоставлено 39920 услуг, из них информационных - 12355, консультационных – 13200, образовательных – 14365, в т.ч. безработным предоставлено 5764 услуги. При содействии ИКЦ 1200 человек зарегистрировали предпринимательскую деятельность, 195 СМСП предоставлена имущественная поддержка, 1020 СМСП предоставлена финансовая поддержка.

Специалистами ИКЦ организовано 574 семинара, в которых приняли участие 14365 человек. Основные темы обучающих семинаров: «Виды государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Алтайском крае», «Изменения в налоговом законодательстве», «Как строить успешный и стабильный бизнес», «Ударим по кризису знаниями по развитию бизнеса», «Механизм привлечения инвестиций», «Электронное декларирование», «Специальная оценка условий труда – практические аспекты и перспективы», «Бизнес-планирование», «Предприниматель: профессия или призвание» и др.

Одним из важных направлений работы ИКЦ является консультирование субъектов малого и среднего бизнеса по вопросам функционирования контрактной системы в сфере закупок, предоставление рабочего места и сопровождение участия предпринимателей в процедурах торгов. При содействии ИКЦ в 2014 году 263 субъекта предпринимательской деятельности стали поставщиками услуг для государственных (муниципальных) нужд.

С целью обеспечения информационного обмена в сети Интернет функционирует официальный сайт управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (www.altsmb.ru).

Возможности сайта позволяют в режиме «он-лайн» обращаться с вопросами и заявлениями к сотрудникам управления, а также получать различную информацию, касающуюся развития сферы предпринимательства, потребительского рынка, возможностей и условий получения государственной поддержки субъектами малого и среднего бизнеса.

Также в крае действуют другие Интернет-ресурсы, где можно получить информацию по вопросам развития малого и среднего бизнеса в регионе:

официальный сайт краевого Центра поддержки предпринимательства (www.altaicpp.ru). В 2014 году в новостном блоке сайта размещено более 500 материалов, посетителями сайта стали более 64 тыс. человек;

портал малого и среднего предпринимательства Алтайского края (www.smp22.ru), на котором в оперативном режиме размещается информация по вопросам организации и ведения собственного дела, получения различных форм государственной поддержки, а также материалы о развитии малого и среднего предпринимательства, новости законодательства, календарь деловых событий и др. Региональный портал обеспечивает выход на российскую Интернет-площадку малого и среднего предпринимательства. В 2014 году в разделах портала размещено более 1000 информационных материалов, посетителями сайта стали более 10 тыс. человек.

Инфраструктурная поддержка малого и среднего

предпринимательства

В крае продолжается развитие инфраструктуры государственной поддержки предпринимательства, в которую входят краевое государственное бюджетное учреждение «Алтайский бизнес-инкубатор» (далее –                     «КГБУ АБИ»), краевой Центр поддержки предпринимательства (далее – «ЦПП»), муниципальное бюджетное учреждение «Бийский бизнес-инкубатор» (далее – «МБУ ББИ»), муниципальные информационно-консультационные центры поддержки предпринимательства (далее – «ИКЦ»), некоммерческая организация «Алтайский гарантийный фонд» (далее – «АГФ»), некоммерческая организация «Алтайский фонд микрозаймов» (далее – «АФМ»), Алтайский краевой центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, КГБУ «Алтайский центр кластерного развития», КГБУ «Алтайский центр инноваций социальной сферы», Региональный центр инжиниринга в сфере биотехнологий и другие.

По состоянию на 01.01.2015 в КГБУ АБИ размещено 17 малых компаний, в МБУ ББИ - 15. На системной основе осуществлялось сопровождение их бизнес-проектов. В 2014 году резидентами КГБУ АБИ реализовано товаров и услуг на сумму 38,9 млн. рублей, создано 90 рабочих мест, в бюджеты всех уровней уплачено налогов в объеме 4,5 млн. рублей. По итогам прошлого года резидентами МБУ ББИ реализовано товаров и услуг на сумму 27,5 млн. рублей, создано 73 рабочих места, в бюджеты всех уровней уплачено налогов в объеме 2,9 млн. рублей.

Примерами успешной деятельности резидентов бизнес-инкубаторов являются следующие проекты: ООО «Производственно-коммерческая фирма «АлтайПищеСнаб» - производство снеков и мясоколбасной продукции из алтайского сырья (олень, марал, говядина, свинина, птица, баранина); ООО «Мобильный планетарий» - производство и реализация мобильных планетариев, создание для них специальных фильмов и их демонстрацию; ООО «Еда Рядом» - организация работы службы доставки фермерских продуктов и популяризация алтайских продуктов и сырья, которые составляют основу региональной кухни, в ассортимент поставляемой компанией продукции входят эксклюзивные алтайские изделия, в том числе алтайская форель, чаи «Кипрей ферментированный» и «Бадан ферментированный», меды вареные, варенье из шишек, мясо марала; ООО «Трямдия» - серийное производство оборудования для детских игровых площадок; ООО «ДАР» - производство универсального пастообразного чистящего, моющего средства; ООО «Биотехнологии переработки облепихи» - внедрение инновационной технологии для производства облепихового уксуса из сброженного сока; ООО «Боропласт» - разработка и производство новых борсодержащих полимерных материалов, а также композитов на их основе. 

С 2013 года на базе КГБУ «Алтайский бизнес-инкубатор» осуществляет деятельность Алтайский краевой центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства. 

Главная цель центра – стимулирование и вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства во внешнеэкономическую деятельность. Обратившись в Центр, малые и средние компании-экспортеры могут воспользоваться бесплатными услугами, в перечень которых входят продвижение информации о предприятии, содействие в установлении контактов с партнерами в субъектах РФ и за ее пределами, поиск потенциальных партнеров и инвесторов в России и за рубежом, перевод документов на иностранный язык для оформления экспортных сделок, оказание консультаций по правовым вопросам внешнеэкономической деятельности.

В 2014 году услугами центра воспользовалось более 200 субъектов предпринимательской деятельности. Для них были организованы 5 обучающих семинаров, 14 заседаний «круглых столов» по актуальным для экспортеров темам, презентаций региона и иных промоутерских мероприятий. Предприятия Алтайского края приняли участие в международных выставках «ЭкспоКитай-Евразия – 2014», «Улан-Батор. Партнерство – 2014», «Узагроэкспо-2014», «Узпродэкспо-2014».  По итогам промоутерских мероприятий, а также при консультационной поддержке центра заключено 8 экспортных контрактов на общую сумму 12 млн. рублей. 

Для оказания содействия субъектам бизнеса в продвижении продукции на зарубежные торговые площадки проведены маркетинговые исследования по анализу и прогнозу развития конъюнктуры рынка Объединенных Арабских Эмиратов, Республики Киргизия, Турецкой Республики.

Центром подготовлены к изданию:

иллюстрированный сборник об экспортной продукции, производимой 70 субъектами бизнеса Алтайского края.  Информация в нём представлена на трех языках (русском, китайском, английском);

методические пособия по темам: «Финансовые инструменты для участников внешнеэкономической деятельности», «Сертификация товаров и услуг во внешнеэкономической деятельности».

Для 5 алтайских компаний организована работа по переводу сайтов на иностранные языки и адаптации их к поисковым системам иностранных государств в целях продвижения продукции на экспортные рынки.

Значимым направлением в развитии предпринимательства является поддержка кластерных инициатив. В рамках деятельности КГБУ «Алтайский центр кластерного развития» (далее – АЦКР) разработаны государственная программа Алтайского края «Развитие инновационного территориального кластера «АлтайБио» на 2014-2016 годы (утверждена постановлением Администрации края от 10.10.2014 № 459); краевая программа «Развитие биотехнологий в Алтайском крае на период до 2020 года» (утверждена постановлением Администрации края от 15.07.2014 № 329), а также программы развития территориальных кластеров (молочного, композитов, биотехнологического). Последние утверждены Минэкономразвития России и Федеральным фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.


Основной акцент в документах сделан на формирование портфеля внутрикластерных проектов по каждому направлению стратегии, механизмам их реализации и определению источников финансирования.

В 2014 году с целью оказания малым и средним предприятиям края консалтинговых и экспертных услуг по разработке технологических процессов и технологий создан региональный центр инжиниринга «Промбиотех» (далее – РЦИ). Деятельность РЦИ направлена на повышение рентабельности производства, создание новых рабочих мест, повышение квалификации сотрудников предприятий.

В настоящее время РЦИ сформированы необходимые для работы базы данных производственных предприятий Алтайского края, компаний-партнеров и инновационных проектов.

РЦИ с целью повышения технологической готовности субъектов малого и среднего предпринимательства проведен комплекс аудиторских услуг, включающий оценку индекса технологической готовности, управленческий и финансовый аудит для 14 компаний на общую сумму 2,8 млн. рублей, по результатам которого составлен план разработки программ модернизации производств.

В 2014 году c целью внедрения инновационного подхода к решению социальных проблем региона создан КГБУ «Алтайский центр инноваций социальной сферы» (далее - АЦИСС).

На площадке учреждения обеспечивается комплексное сопровождение инициатив социальных предпринимателей и социально ориентированных некоммерческих организаций в таких сферах как образование, социальное обслуживание, здравоохранение, культура, спорт, туризм.

В соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 28.04.2014 № 209 впервые организован и проведен ежегодный краевой конкурс инновационных проектов социального предпринимательства. Всего на рассмотрение конкурсной комиссии было представлено 80 проектов. По итогам конкурного отбора определены 9 победителей в четырех номинациях: «Инновационные проекты в сфере образования», «Инновационные проекты в сфере здравоохранения и социального обслуживания», «Инновационные проекты в сфере культуры, спорта и туризма», «Лучшая идея социального предпринимательства». Проекты, занявшие призовые места, премированы в размере 70, 50 и 30 тыс. рублей. По итогам мероприятия выпущен буклет.

АЦИСС проведена подготовительная работа по организации Алтайской школы социального предпринимательства и оказанию комплекса консультационных услуг – в декабре объявлен открытый конкурс, по результатам которого определится исполнитель данных работ.

С октября 2014 года ведется деятельность по организации работы портала ciss22.ru.

В декабре 2014 года АЦИСС проведен цикл семинаров, посвящённых социальному предпринимательству, в том числе с привлечением инорегиональных экспертов, по следующим тематикам: «Социальное предпринимательство. Новые идеи и перспективы», «Возможности социального предпринимательства в образовании», «Социально-предпринимательский проект: особенности реализации и продвижения», «Инватуризм – новое направление алтайского туризма». В каждом из мероприятий приняли участие порядка 35 СМП.

В рамках информационно-методической поддержки СМП выпущены буклеты: «Меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае», «Развитие социального предпринимательства в Алтайском крае», «Государственные и муниципальные закупки: новые возможности для субъектов социального предпринимательства».

Реализация Губернаторской программы подготовки

профессиональных кадров для сферы малого

и среднего предпринимательства

В целях подготовки профессиональных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства в крае реализуется ведомственная целевая программа «Губернаторская программа подготовки профессиональных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства Алтайского края в 2013 ‑ 2016 годах».

В 2014 году в рамках программы завершено обучение в формате профессиональной переподготовки слушателей Программы 2013/2014 учебного года по направлениям: «Финансовое обеспечение малого и среднего бизнеса», «Правовое обеспечение малого и среднего бизнеса», проведены краткосрочные курсы повышения квалификации по направлениям: «Организация малого бизнеса», «Бизнес-планирование и управление бизнес-проектом», «Основы бухгалтерского, финансового и управленческого учета. Налогообложение», «Маркетинг в малом и среднем бизнесе».

Обучение руководителей и специалистов субъектов малого и среднего предпринимательства проходило на базе Алтайского государственного университета в Барнауле и на учебных площадках в городах Бийске, Белокурихе, Рубцовске.

В рамках  профессиональной переподготовки успешно завершили  обучение 100 слушателей. Для 45 выпускников Программы в октябре-ноябре текущего года проведены стажировки, из них 1 человек прошел стажировку в Японии, 12 выпускников - на ведущих предприятиях г. Санкт-Петербурга, 11 предпринимателей края изучили опыт инновационного развития предприятий г. Томска, 21 выпускник Программы стажировался на ведущих предприятиях Алтайского края.

Кроме того, в рамках курсов повышения квалификации 50 руководителей и специалистов предприятий малого и среднего бизнеса, зачисленных на обучение, успешно прошли аттестационные испытания и получили удостоверения установленного образца о краткосрочном повышении квалификации.

В ноябре 2014 года проведено анкетирование выпускников 2013/2014 учебного года, руководителей предприятий, направивших специалистов на обучение в рамках Программы, с целью оценки эффективности ее реализации. По итогам мониторинга установлено: 15% предпринимателей, прошедших подготовку в рамках Программы, создали новые рабочие места; 18% - привлекли инвестиции на предприятие, 52% выпускников разработали в процессе обучения новые бизнес-проекты.

Имущественная поддержка малого и среднего

предпринимательства

 

В крае продолжается реализация Федерального закона от 22 июля 2008 года №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В 2014 году субъектами предпринимательской деятельности края выкуплено 94 объекта государственной и муниципальной собственности общей площадью свыше 7 тыс.кв.м. и стоимостью 235,7 млн. рублей.

Всего за период реализации вышеуказанного Федерального закона                           (с 01.01.2009) субъектами предпринимательской деятельности края выкуплено 514 объектов государственной и муниципальной собственности общей площадью около 81,66 тыс. кв.м. и стоимостью 932,2 млн. рублей. При этом 65,8% объектов муниципальной собственности выкуплено субъектами малого и среднего предпринимательства в рассрочку, средний период которой составил 31 месяц.

Кроме того, на территории 17 муниципальных образований Алтайского края сформированы перечни муниципального имущества для предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. На сегодняшний день в перечни включены 179 объектов муниципальной собственности площадью 7,02 тыс. кв.м.

Деятельность межведомственной комиссии Администрации края по устранению административных барьеров в развитии

предпринимательства

В 2013 году в рамках деятельности Комиссии разработан проект региональной «дорожной карты» «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства в Алтайском крае», которая 30.01.2014 была утверждена постановлением Администрации края № 34.

«Дорожной картой» предусмотрены мероприятия, влияющие на сокращение количества и сроков разрешительных процедур при реализации инвестиционно-строительных проектов. К 2018 году количество необходимых процедур для получения разрешения на строительство должно сократиться до 11 единиц, а срок их прохождения – до 56 дней.

Комиссией в 2014 году осуществлялся мониторинг реализации региональной «дорожной карты». По итогам года произошло снижение количества процедур до 30 единиц (в 2013 году – 40), а срока их прохождения до 320 дней (в 2013 году - 350). Сокращение произошло за счет формирования земельных участков органами местного самоуправления для предоставления через аукцион.

Также в рамках реализации мероприятий «дорожной карты» приказом Государственной инспекции Алтайского края от 11.11.2014 № 83 утвержден исчерпывающий перечень документов, подлежащих представлению в рамках итоговой проверки при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, при осуществлении регионального строительного надзора, состоящий из 41 документа (предыдущий состоял из 87 документов).   

На заседаниях Комиссии в 2014 году рассматривался ряд вопросов, которые в первую очередь касаются производственных компаний, в том числе вопрос исполнения субъектами предпринимательской деятельности Алтайского края Федерального закона от 07.10.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (отдельные положения которого предусматривают дополнительную нагрузку на производственный бизнес, связанную с возведением очистных сооружений). В соответствии с решениями Комиссии подготовлено и 28.08.2014 на сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания принято постановление о законодательной инициативе по внесению изменений в статью 27 указанного Федерального закона. Законодательная инициатива принята Государственной Думой Российской Федерации к рассмотрению.

В рамках деятельности Комиссии подготовлена и утверждена «дорожная карта» «Повышение доступности энергетической инфраструктуры в Алтайском крае». Указанным документом утверждены мероприятия, которые призваны облегчить условия подключения пользователей к энергетической инфраструктуре и позволят существенно сократить количество этапов и сроки технологического присоединения до 3 процедур и 40 дней к 2018 году.  По итогам 2014 года контрольные показатели по технологическому подключению к энергетической инфраструктуре составляют 6 процедур (этапов), 165 дней (плановые показатели 6 и 180 соответственно).

В соответствии с предложениями, поступившими от предпринимательских объединений и членов межведомственной комиссии Администрации края по устранению административных барьеров в развитии предпринимательства, сформирован план работы Комиссии на 2015 год.  

Деятельность Общественного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе Алтайского кря

В крае продолжает работать Общественный совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе Алтайского края (далее – «Совет»), на площадке которого органы государственной власти и предприниматели имеют возможность вести диалог по актуальным вопросам развития бизнеса, его участия в социально-экономической жизни региона. В деятельность Совета также вовлечены руководители общественных советов предпринимателей всех муниципальных образований края, которые с 2014 года входят в его состав.

На заседании Совета в 2014 году, в рамках IIКонгресса предпринимательских объединений Алтайского края рассмотрены вопросы: «Обеспечение устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях Алтайского края», «Развитие кооперационных процессов в сфере малого предпринимательства, в том числе создание условий для развития бизнес-проектов (стартапов) в производственной сфере».

Также в рамках указанного мероприятия состоялись круглые столы по темам: «Формирование правовой базы, устанавливающей оптимальный уровень финансовой нагрузки для субъектов предпринимательской деятельности Алтайского края», «Исключение «навязчивого» контроля и надзора в отношении субъектов предпринимательской деятельности. Защита прав предпринимателей как необходимый элемент эффективного государственного регулирования», «Выявление проблем самоорганизации бизнеса и поиск путей повышения активности участия институтов гражданского общества в решении экономических проблем региона. Развитие культуры предпринимательства».

По итогам мероприятия разработан и утвержден План действий по реализации предложений, поступивших в ходе II Конгресса предпринимательских объединений Алтайского края.

Членами президиума Общественного совета, представителями бизнеса и органов исполнительной власти края подготовлено более 30 конкретных предложений, направленных на совершенствование предпринимательской среды. Среди них – оптимизация налогообложения субъектов предпринимательства, совершенствование контрольно-надзорной деятельности, подготовка кадров для сферы предпринимательства, снижение барьеров при участии СМСП в государственных закупках. С учетом экономической ситуации органам исполнительной власти края также предложено провести в текущем году актуализацию приоритетов и форм государственной поддержки предпринимательства.

Инициативы предпринимательского сообщества, включенные в указанный план действий, вошли также в План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Алтайском крае в 2015 году, утверждённый распоряжением Администрации края от 12.02.2015 №31-р.

Информация о разработанных «Картах потребностей»

в Алтайском крае

В 2014 году совместно с органами местного самоуправления и предпринимательским сообществом были разработаны «Карты потребностей» муниципальных образований по развитию перспективных и востребованных видов предпринимательской деятельности.

Для выявления нужд жителей городов и районов в создании новых субъектов малого и среднего бизнеса управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры совместно с Алтайским государственным университетом проведен социологический опрос, проанализирована эффективность действующего бизнеса в каждой территории, определены потенциальные возможности для развития того или иного вида деятельности. При этом изучалось мнение отраслевых органов исполнительной власти, администраций муниципальных образований и предпринимателей. В итоге, перспективные направления, включенные в «Карты потребностей», рассматриваются в настоящее время как обязательный элемент муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства и являются приоритетными для предоставления государственной поддержки.

Среди приоритетных направлений определены: дополнительное образование детей и частные дошкольные учреждения; пищевое производство, включая переработку овощей и ягод; туризм и рекреационная деятельность; производство стройматериалов и строительные услуги; стоматологические услуги; сбор и вывоз мусора; общественное питание; изготовление сувенирной продукции; оказание услуг медико-социального ухода на дому за постельными больными; организация перевозки пассажиров на муниципальной маршрутной сети. Также отражена необходимость развития в городах и районах края придорожного сервиса и сферы услуг, строительства гостиниц, СТО, автомоек, бытовых услуг и т.д.

В 2015 году управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры совместно с другими заинтересованными органами исполнительной власти края и администрациями муниципальных районов планируется расширить формат «Карт потребностей» до «Карт бизнеса», которые будут представлять собой «путеводитель» для предпринимателя или инвестора, планирующего развивать свое дело в определенном районе Алтайского края. Для этого в них дополнительно будут включены перечни незадействованных инвестиционных площадок, свободных (пустующих) помещений для возможного ведения предпринимательской деятельности; информация о реализации крупных, в том числе социальных проектов, в которых возможно участие предпринимателей; информация о потребностях и возможностях хозяйствующих субъектов в целях развития кооперационных связей; анализ рынка труда; действующие механизмы и инфраструктура оказания государственной и муниципальной поддержки.

Развитие института оценки регулирующего воздействия в

Алтайском крае

Во исполнение положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», начиная с 2013 года, в Алтайском крае ведется активная работа по созданию института оценки регулирующего воздействия.

Процедура оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ) - это публичная система оценки нового нормативного правового акта на стадии его разработки на предмет целесообразности и эффективности. Это важный инструмент налаживания взаимодействия между бизнесом и властью.

Формирование института ОРВ в Алтайском крае началось в рамках работы по внедрению регионального инвестиционного стандарта, разработанного Агентством стратегических инициатив. Исходя из практического опыта регионов, специфики краевого правотворческого процесса, в  регионе своевременно были проведены все необходимые процедуры по нормативному закреплению института оценки регулирующего воздействия: определен уполномоченный орган (Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края), утвержден Порядок проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов Алтайского края, подготовлены Методические рекомендации.

С начала года проводится работа по информационному сопровождению процедуры ОРВ. На официальном сайте Администрации края был запущен специализированный раздел «Оценка регулирующего воздействия». Функционал раздела содержит все основные элементы: база нормативных документов, регламентирующих институт ОРВ (как на уровне Алтайского края, так и федеральном уровне); полезные ссылки; контакты специалистов уполномоченного органа; новостная лента. На базе специализированного раздела предусмотрено проведение публичных консультаций по проектам нормативных правовых актов.

В 2014 году с использованием ресурсов специализированного раздела на официальном сайте Администрации края организованы и проведены первые публичные консультации по проекту Указа Губернатора Алтайского края «Об утверждении лимита и квот добычи охотничьих ресурсов на период с 1 августа 2014 до 1 августа 2015 года», разработанному Главным управлением природных ресурсов и экологии Алтайского края. По результатам проведения оценки регулирующего воздействия уполномоченным органом было подготовлено положительное заключение по данному проекту указа. С 22.01.2015 по 09.02.2015 Главным управлением строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на официальном сайте Администрации края организовано проведение публичных консультаций по проекту постановления Администрации Алтайского края «Об утверждении Порядка размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов». В течение 2015 года и далее планируется активизация данной работы.

В связи с этим приветствуется непосредственное участие в данной работе заинтересованных субъектов предпринимательской деятельности, повышение их активности в ходе проводимых публичных консультаций по проектам нормативных правовых актов, а также в обсуждении проектов федеральных нормативных правовых актов посредством единого портала http://regulation.gov.ru. Для этого в июле 2014 года было заключено Соглашение о взаимодействии при проведении оценки регулирующего воздействия между Администрацией Алтайского края и организациями, представляющими интересы предпринимательского сообщества. Предметом Соглашения стало взаимодействие Сторон в целях обеспечения информационно-аналитической поддержки проведения процедуры оценки регулирующего воздействия, активного участия представителей предпринимательского сообщества в обсуждении проектов нормативных правовых актов, затрагивающих их интересы, в целом повышения открытости органов исполнительной власти Алтайского края в части правотворчества.

Также Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края в 2015 году планируется проведение экспертизы действующих нормативных правовых актов Алтайского края, регулирующих отношения, участниками которых являются или могут являться субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности. Экспертиза проводится в отношении нормативных правовых актов в целях оценки достижения заявленных в ходе  их разработки и принятия целей, эффективности предложенного способа правового регулирования, оценки фактических положительных и отрицательных последствий документа посредством анализа правоприменительной практики. С этой целью уполномоченный орган взаимодействует с общественными объединениями Алтайского края, представляющими интересы предпринимательского сообщества, и Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Алтайском крае для подготовки плана проведения экспертизы конкретных действующих нормативных правовых актов Алтайского края. Данный механизм предполагает возможность инициирования представителями бизнеса через общественные объединения предложений по включению конкретных действующих нормативных правовых актов, нормы которых могут или вызывают негативные последствия для осуществления предпринимательской деятельности, в план проведения экспертизы.

Просмотров: 4571

О Б Р А Т И Т Е  В Н И М А Н И Е !
Запущен в эксплуатацию наш новый официальный сайт!
Адрес сайта: https://pavlovskij-r22.gosweb.gosuslugi.ru/ 
Этот сайт (http://pavlovsk22.ru/) будет функционировать в качестве архивного. Обновляться не будет!
Реквизиты, почта, телефоны остались прежними.