nachodki.ru интернет-магазин

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и осуществлению общественного контроля в Алтайском крае

Категория: МО района

                                                                           Утверждено

Протоколом заседания Общественной палаты

Алтайского края

от 21.04.2016 г. № 7

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации и осуществлению общественного контроля

в Алтайском крае

Настоящие Методические рекомендации составлены исходя из положений Федерального закона от 21.07.2014 №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», Закона Алтайского края от 29.06.2015 №52-ЗС «Об общественном контроле в Алтайском крае», Закона Алтайского края от 3 ноября 2005 № 87-ЗС «Об Общественной палате Алтайского края».

I. Общие положения

1. Общественный контроль - это деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций Алтайского края, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

2. Субъекты общественного контроля:

1) Общественная палата Алтайского края;

2) общественная палата (совет) муниципального образования;

3) общественные советы при органах исполнительной власти Алтайского края;

4) общественные советы при органах местного самоуправления.

3. Организационные структуры общественного контроля

- Общественная инспекцияформируется субъектом общественного контроля для осуществления общественного контроля в нескольких сферах общественных отношений.

- Группа общественного контроля - формируется субъектом общественного контроля для осуществления общественного контроля в одной сфере общественных отношений либо по одному вопросу.

Граждане, имеют право входить в состав общественной инспекции, группы общественного контроля и должны соответствовать общим требованием требованиям:

- гражданство Российской Федерации;

- достижение возраста 18 лет;

- проживание на территории Алтайского края.

4. Последовательность формирования общественной инспекции, группы общественного контроля:

1) Решение о формировании общественной инспекции либо группы общественного контроля принимается субъектом общественного контроля.

2) Размещение в сети «Интернет» информации о формировании общественной инспекции либо группы общественного контроля соответственно. Прием письменных заявлений граждан о желании войти в состав общественной инспекции либо группы общественного контроля в течение 10 дней со дня размещения информации в сети «Интернет».

3) Направление решения в Общественную палату Алтайского края и общественные палаты (советы) муниципальных образований.

4) Формирование  конкурсной комиссии для принятия решения о вхождении конкретных граждан в состав общественной инспекции либо группы общественного контроля.

5) Утверждение членами общественной инспекции либо группы общественного контроля положения о деятельности общественной инспекции либо, соответственно, группы общественного контроля.

Члены общественной инспекции, группы общественного контроля могут использовать специальные удостоверения, которые изготавливаются за собственный счет.

II. Формы общественного контроля

1. Общественный мониторинг;

2. общественное обсуждение;

3.общественная проверка;

4. общественная экспертиза;

5. общественные (публичные) слушания.

Алгоритм  основных мероприятий по проведению

общественного мониторинга

  • Общественный мониторинг - постоянное (систематическое) или временное наблюдение за деятельностью органов и организаций.
  • Организаторы: Общественная палата края, общественные палаты (советы) муниципальных образований, ОНК, общественные инспекции, общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации.
  • Проводится публично и открыто с использованием информационно-телекоммуникационных систем, включая Интернет.
  • Порядок проведения и определения его результатов устанавливается         

              организатором.

  • Организатор  обнародует информацию о предмете общественного мониторинга, сроках, порядке его проведения и определения его результатов.
  • Результат  проведения - итоговый документ, который подлежит обязательному рассмотрению органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия
  •  Итоговый документ размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
  •  В зависимости от результатов  организатор вправе инициировать проведение общественного обсуждения, общественных (публичных) слушаний, общественной проверки, общественной экспертизы, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных общественных мероприятий.

Важно: организатором общественного мониторинга может выступать общественная организация. 

Алгоритм  основных мероприятий по проведению

общественного обсуждения

  • Общественное обсуждение - публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов и организаций публичной власти с обязательным участием их представителей, а также граждан, чьи интересы затрагиваются соответствующим решением.
  • Организаторы: Общественная палата Алтайского края, общественные палаты (советы) муниципальных образований, ОНК, общественные инспекции, общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации.
  • Порядок проведения общественного обсуждения устанавливается его организатором в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными законами и нормативными правовыми Алтайского края, муниципальными нормативными правовыми актами.
  •  Общественное обсуждение проводится публично и открыто.
  •  Общественное обсуждение может проводиться через средства массовой информации, в том числе через сеть "Интернет".
  •  Организатор общественного обсуждения размещает в сети "Интернет" информацию о сроках, порядке проведения общественного обсуждения и определения его результатов, имеющиеся в распоряжении организатора материалы по вопросу, выносимому на обсуждение, а также извещает Общественную палату Алтайского края.
  • Со дня размещения в сети "Интернет" информации о проведении общественного обсуждения участники обсуждения могут направлять замечания и предложения по вынесенным на общественное обсуждение вопросам.
  • При проведении общественного обсуждения организатор общественного обсуждения обеспечивает всем участникам свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, выносимого на общественное обсуждение.
  • Срок проведения общественного обсуждения не может быть менее десяти дней со дня размещения материалов по вопросу, выносимому на общественное обсуждение, в сети "Интернет".
  • По результатам общественного обсуждения субъект общественного контроля, являющийся его организатором, подготавливает итоговый документ (протокол) в соответствии с требованиями Федерального закона.
  • Итоговый документ (протокол), подготовленный по результатам общественного обсуждения, в течение семи рабочих дней после его окончания направляется на рассмотрение в органы государственной власти Алтайского края или органы местного самоуправления и обнародуется в соответствии с Федеральным законом, в том числе размещается в сети "Интернет".

Важно: организатором общественного мониторинга может выступать общественная организация. 

Алгоритм основных мероприятий по проведению

общественной проверки

  • Общественная проверка - сбор и анализ информации, проверка фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой деятельности.
  • Инициаторы ОП: Уполномоченные  по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей РФ и субъектов, по правам коренных малочисленных народов в субъектах РФ, ОП РФ, ОП субъектов РФ, ОП (советы) муниципальных образований  и иные субъекты общественного контроля.
  • Решение по обращению инициаторов рассматривается субъектом общественного контроля в течение 5 дней.
  • Организаторы общественной проверки:

- Общественная палата Алтайского края;

- общественная палата (совет) муниципального образования;

- общественный совет при органе государственной власти Алтайского края;

- общественный совет при органе местного самоуправления.

  • Порядок организации и проведения ОП устанавливается ее    

организатором  в соответствии с законодательством.

  • Организатор общественной проверки доводит до сведения руководителя проверяемых органа или организации информацию об общественной проверке, о сроках,    порядке ее проведения и определения результатов не менее чем за 3 рабочих дня.   Также в течение 3 рабочих дней уведомление размешается в сети «Интернет», направляется в Общественную палату Алтайского края, в общественные палаты (советы) муниципальных образований.
  • Срок проведения общественной проверки не должен превышать тридцать дней.     
  • При подготовке ОП организатор вправе направить запрос о предоставлении документов и других материалов.
  • Результат ОП - итоговый документ (акт) с выводами, предложениями и рекомендациями по устранению выявленных нарушений.
  • Итоговый документ (Акт) в течение 7 рабочих дней после окончания общественной проверки  направляется руководителю проверяемого органа или организации, в Общественную палату Алтайского края, в общественные палаты (советы) муниципальных образований, всем заинтересованным лицам, а также размещается в сети «Интернет».

Важно: функционал общественного инспектора.

Общественный инспектор - гражданин, привлеченный для проведения общественной проверки. Это означает, что общественный инспектор действует только в рамках общественной проверки – остальные формы общественного контроля не предполагают деятельность общественного инспектора. Общественному инспектору должно быть гарантировано получение информации, необходимой для проведения общественной проверки, равно как и право участия в подготовке итогового акта о проведении общественной проверки. Важное право общественного инспектора – право на особое мнение в итоговом акте о проведении общественной проверки.

Выводы общественного инспектора должны быть объективными, достоверными и обоснованными. Общественный инспектор обязан сообщить организатору общественной проверки о наличии конфликта интересов, а также о любых попытках подкупа или давления на него. В случае нарушения данных требований общественный инспектор отстраняется от  участия в общественных проверках на неопределенный срок.

                                

Алгоритм основных мероприятий по проведению

общественной  экспертизы

  • Общественная экспертиза - анализ, оценка актов и проектов актов, решений и проектов решений, действий и бездействий органов и организаций публичной власти на предмет нарушения прав и законных интересов граждан и общественных объединений при помощи специальных знаний и опыта специалистов.
  • Организаторы общественной экспертизы - субъекты общественного контроля, принявшие решение о ее проведении в течение пяти дней со дня поступления соответствующей инициативы.
  • Порядок организации и проведения устанавливается организатором в соответствии с законодательством.
  • Организатор вправе привлекать общественных экспертов либо сформировать экспертную комиссию в соответствии с частью 7 статьи 22.
  • Общественный эксперт имеет права и обязанности, предусмотренные статьей 23 Федерального закона.
  • Организатор в день принятия решения размещает в сети "Интернет" информацию о начале проведения экспертизы, привлечении к ее проведению экспертов, создании экспертной комиссии, а также извещает Общественную палату Алтайского края, общественные палаты (советы) муниципальных образований.
  • Организатор вправе запрашивать у органов и организаций документы, подлежащие экспертизе, которые должны быть предоставлены в срок не позднее семи дней со дня поступления запросов.
  • Срок проведения - не свыше ста двадцати дней со дня объявления.
  • Результат - итоговый документ (заключение).
  • Заключение в течение семи рабочих дней направляется на рассмотрение в органы или организации и размещается в сети "Интернет".

Важно: Общественная палата Алтайского края является особым субъектом общественного контроля. В этой связи порядок проведения общественной экспертизы Общественной палатой Алтайского края определяется в соответствии со статьей 15 и статьей 16 Закона Алтайского края «Об Общественной палате Алтайского края» от 3 ноября 2005 г. № 87-ЗС.

Выводы общественного эксперта должны быть объективными, достоверными и обоснованными. Общественный эксперт обязан сообщить организатору общественной проверки о наличии конфликта интересов, а также о любых попытках подкупа или давления на него. В случае нарушения данных требований общественный эксперт отстраняется от  участия в общественных проверках на неопределенный срок.

Алгоритм основных мероприятий по проведению

общественных  слушаний

  • Общественные (публичные) слушания - собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля или иным субъектом в соответствии с законодательством Российской Федерации для обсуждения вопросов, касающихся деятельности органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
  • Организаторы общественных слушаний  в Алтайском крае:

- Общественная палата Алтайского края;

- общественные палаты (советы) муниципальных образований;

- общественные советы при органах государственной власти Алтайского края;

- общественные советы при органах местного самоуправления.

  • В решении о проведении общественных слушаний должны быть указаны:

- дата и время;

- место - помещение, в котором планируется проведение общественных

слушаний, должно быть пригодным для размещения представителей    

различных групп населения, организатор не вправе ограничить доступ

в помещение заинтересованных лиц или их представителей;

- порядок проведения;

- порядок определения результатов общественных слушаний;

- способ обнародования информации о проведении общественных

слушаний;

- лиц, ответственных за проведение общественных слушаний.

Также организатор общественных слушаний обязан:

- известить о проведении публичных слушаний Общественную палату

Алтайского края;

- известить о проведении публичных слушаний общественные палаты

(советы) муниципальных образований;

- обеспечить всем участникам свободный доступ к имеющимся в его

распоряжении материалам по вопросу, выносимому на общественные

слушания.

  • Общественные слушания проводятся по вопросу государственного и муниципального управления в следующих сферах:

- охрана окружающей среды;

- градостроительная деятельность;

- закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и

муниципальных нужд.

  • Данный перечень не является исчерпывающим, проведение публичных слушаний может быть предусмотрено нормами многих других законов (например, статья 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает проведение публичных слушаний по инициативе населения по вопросу программ развития муниципального образования, проектов правил землепользования и застройки и т.д.). Это означает, что инициатору общественного контроля необходимо рассматривать нормативные акты, регулирующие многие сферы общественных отношений на предмет возможности проведения публичных слушаний.
  • При проведении общественных слушаний должны быть обеспечены публичность и открытость.
  • Итог проведения общественных слушаний - надлежаще оформленный итоговый протокол по результатам общественных слушаний.
  • Итоговый протокол по результатам общественных слушаний направляется на рассмотрение в органы публичной власти, а также иным субъектам по решению организатора. Итоговый протокол по результатам общественных слушаний размещается в сети «Интернет».

III. Итоговый документ по результатам общественного контроля.

Универсальные требования.

Результатом осуществления каждой формы общественного контроля является итоговый документ. Выбор формы общественного контроля позволяет определить отдельные структурные особенности будущего итогового документа. Однако существует ряд универсальных требований для каждого итогового документа по результатам общественного контроля. Таким образом, в любом итоговом документе, вне зависимости от формы общественного контроля, должны быть указаны:

- место и время осуществления общественного контроля;

- задачи общественного контроля;

- субъект общественного контроля, принимавший непосредственное или опосредованное участие;

- форма общественного контроля;

- установленные факты и обстоятельства;

- выработанные предложения, рекомендации и выводы.

В качестве приложения к итоговому документу могут оформляться документы, документы, полученные при осуществлении общественного контроля.

 Обнародование результатов общественного контроля осуществляются путем направления в проверяемые органы и организации соответствующего итогового документа, подготовленного по результатам общественного контроля.

Общественные объединения и негосударственные некоммерческие организации имеют право использовать сведения, содержащиеся в итоговом документе по результатам общественного контроля. При этом на основании решения соответствующего органа управления общественного объединения  или негосударственной некоммерческой организации, итоговый документ может быть использован в следующих случаях:

- направление в органы и организации публичной власти предложений и рекомендаций по совершенствованию их деятельности, а также по устранению причин и условий, способствовавших нарушению закона;

- выдвижение общественной инициативы в соответствии с законодательством;

- оспаривание нормативных правовых актов, решений, действий, бездействий органов и организаций публичной власти в административном или судебном порядке.

Органы государственной власти и местного самоуправления в обязательном порядке размещают на своих официальных сайтах в сети «Интернет»:

- информацию о начале процедуры общественного контроля и его организаторе (с указанием контактной информации), поступившую от субъекта общественного контроля;

- итоговый документ, подготовленный по результатам общественного контроля, поступивший от субъекта общественного контроля;

- информацию о рассмотрении итогового документа, подготовленного по результатам общественного контроля.

Общественные советы при органах государственной власти, а также формируемые ими общественные инспекции и группы общественного контроля размещают итоговый документ по результатам общественного контроля на официальных сайтах данных органов. Порядок использования субъектами общественного контроля официальных сайтов органов местного самоуправления устанавливается соответствующими муниципальными актами.

 Рассмотрение органами и организациями публичной власти итоговых документов по результатам общественного контроля является обязательным. После рассмотрения итогового документа по результатам общественного контроля соответствующий орган или организация обязаны направить соответствующему субъекту общественного контроля обоснованный ответ.

Органы и организации публичной власти учитывают предложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в итоговых документах, и принимают меры по защите прав и законных интересов в 2 случаях:

- предложения и рекомендации направлены на защиту прав, законных интересов, обоснованы и не противоречат законодательству Российской Федерации;

- два и более субъекта общественного контроля в течение одного календарного года по одному и тому же вопросу общественного контроля представят одинаковые предложения и рекомендации.

Итоговый документ по результатам общественного контроля может быть направлен не только в орган или организацию публичной власти, в отношении которых проводился общественный контроль, но также и в орган государственного контроля (надзора) или муниципального контроля. Контрольные и надзорные ведомства рассматривают итоговые документы по результатам общественного контроля и направляют субъектам общественного контроля обоснованный ответ не позднее тридцати дней со дня их получения, а в случаях, не терпящих отлагательства, - незамедлительно.

Важно: органы и организации публичной власти, в отношении которых осуществляется общественный контроль вправе направлять субъектам общественного контроля обоснованные возражения на предложения и рекомендации, содержащиеся в итоговых документах, подготовленных по результатам общественного контроля.

V. Заключительные положения

Посещение органов и организаций публичной власти осуществляется субъектом общественного контроля в 2 случаях:

- при проведении общественной проверки;

- при поступлении информации от граждан, организаций, СМИ о нарушении прав и законных интересов.

Для посещения органа или организации публичной власти субъект общественного контроля, согласно установленного законодательства,  не позднее  чем за пять дней до даты предполагаемого посещения, направляет в соответствующий орган или организацию уведомление о посещении и ожидаем один из трех вариантов ответа на уведомление о посещении:

- письменное подтверждение даты и времени посещения и обеспечивает доступ;

- мотивированное согласование иных даты и времени посещения;

- мотивированный отказ в посещении.

Важно: уведомление субъекта общественного контроля о посещении может быть направлено по почте, посредством факсимильной связи, по электронной почте посредством сети "Интернет", а также посредством иных средств, связи. При посещении объектов, на которых действует режим специального доступа граждан, посещение согласно установленному режиму. Само по себе наличие специального режима доступа граждан не может быть основанием для отказа в посещении.

Противоправными признаются действия в процессе общественного контроля, которые выражаются в следующем:

- воспрепятствование законной деятельности субъектов общественного контроля;

- необоснованное вмешательство субъектов общественного контроля в деятельность органов и организаций публичной власти;

- оказание неправомерного воздействия на органы и организации публичной власти;

- размещение в сети «Интернет» искаженных или недостоверных сведений о результатах общественного контроля.

Просмотров: 5532